На сегодняшний день существует несколько актуальных проблем кадастра, требующих незамедлительного решения:
Фрагментарность земельного кадастра.
Закон о кадастре, введенный 10 июля 2000 года, провозгласил заявительный принцип выполнения кадастрового учета. По этой причине сведения о большинстве земельных участков, зарегистрированных до 2000 года, не систематизированы и не внесены в Росреестр. Согласно последним данным Счетной палаты, проводившей проверку реализации программы по созданию ГКН, в общем, остались не включенными 39% участков, а в отдельных районах данная цифра составляет 80%.
Отсутствие сведений об охраняемых территориях.
Одной из проблем кадастра является то, что в государственном кадастре практически отсутствуют сведения о зонах и полосах особого использования, построенных ранее 1990-2000 годов. По этой причине безопасность населения, проживающего рядом с такими охранными или санитарно-защитными зонами, не обеспечивается. Также существует большая вероятность того, что за это время население построило жилые или садовые строения, которые невозможно использовать в данных районах и при дальнейшей регистрации этих объектов потребуется их снос.
Кроме этого, в то время существовали другие правила их юридического оформления, по которым все заинтересованные лица предварительно уведомлялись об установленных границах зон и порядке использования смежных с ними участков. Сегодня для оформления зон, построенных в тот период, необходимо оформлять еще по старой процедуре, а это требует немалых денежных затрат.
Отсутствуют геодезические и картометрические данные о точных границах муниципальных и федеральных земель, населенных пунктов и особых зон.
Например, последние данные Счетной палаты свидетельствуют – 97% населенных пунктов и 77% федеральных территорий Московской области, внесенные в кадастр недвижимости, не имеют сведений о границах. Проблемы кадастра состоят в том, что до сих пор федеральным законодательством не установлено преимущество точных границ над ориентировочными. Поэтому в первую очередь учитываются границы тех участков, которые были поставлены на учет ранее, и не важно, что они могли быть установлены с ошибками. В результате при оформлении смежных с ними участков возникают запутанные ситуации, когда собственнику отказывают в регистрации вновь образованного участка из-за пересечения его границ со смежными участками, учтенными ранее. Основная причина наложения границ, сформированных разными кадастровыми инженерами,– низкий уровень качества существующей геодезической основы. В частности, опорная геодезическая сеть базируется на СК-63 – условной системе координат, созданной на основе отечественной системы координат 1942 года. Она является основой и незначительно отличается от принятых позднее местных систем координат (например МСК-50 в Московской области, которая отличается от СК-63 всего лишь сдвигом по осям координат). Ее погрешность в среднем составляет 30-40 см, а иногда – 1 метр. Это не соответствует установленным современным требованиям по точности проведения кадастровых работ в городах и населенных пунктах, которая должна соответствовать 10-20 см.
Кадастровые ошибки и погрешности, содержащиеся в сведениях о недвижимых объектах.
Чаще всего они возникают из-за многократного ручного введения идентификационных характеристик участка и сложности проверки данной информации, содержащейся в различных источниках. При этом технические погрешности – опечатки, описки, арифметические и грамматические ошибки, а также кадастровые ошибки, допущенные кадастровым инженером, подлежат обязательному исправлению на основании решения суда, органа Росреестра или заявления, поданного заинтересованным заявителем в установленной форме.
На сегодня, в рамках реализации программы по созданию ГКН, более 40 % внесенных сведений об объектах недвижимости содержат многочисленные ошибки, расплачиваться за которые приходится собственнику. Если взять статистику за 2012 год по Кировской области, которая считается лидером по введению структурированного реестра объектов, из 61% объектов, у которых были сопоставлены данные кадастра и реестра, только:
- 1% объектов и 22 % ОКС имеют полностью соответствующие друг другу кадастровые номера ЕГРП и ГКН;
- 33 % участков обладают частично совпавшими адресами, то есть приходилось угадывать и принимать «ул. Ленина» и «улицу Ленина» за одно и то же.
При этом использовались различные методы уточнения сведений об объектах: сравнивались кадастровые номера, адресные элементы, части адресов, номеров и другие методы для решения проблем кадастра.
Не определен статус геодезических сетей.
Ситуация с геодезическими центрами и пирамидами не урегулирована, Рореестр до сих пор не определил их статус – сервитут, движимое или недвижимое имущество. Поэтому старые сети никем не охраняются, не стоят на балансе ни в одной организации и их рабочее состояние оставляет желать лучшего.
Стоимость кадастровых услуг.
Порядок ценообразования и цены на кадастровые услуги современным законодательством не установлены. По отношению к общей стоимости объекта стоимость кадастровых работ доходит до 2-5 %. Такая довольно весомая финансовая нагрузка особенно сказывается на сельскохозяйственных, промышленных и нефтегазодобывающих организациях, в распоряжении которых находятся сотни земельных участков. Поэтому, на сегодняшний день только 20 % сельскохозяйственных предприятий провели кадастровый учет своих земель.
Устаревшие картографические материалы.
В настоящий момент топографические карты значительно устарели, а материалы космической съемки в масштабе 1:5000 имеют точность в 5 раз ниже, чем соответствующие кадастровые работы, и не могут использоваться для создания цифровой картографической основы кадастра.
В общем, в результате проведения программы ФЦП и соответствующей подпрограммы, вышеперечисленные проблемы так и не были решены. По данным Счетной палаты 23,9 млрд. рублей были израсходованы с многочисленными финансовыми нарушениями. А предполагаемая единая федеральная информационная система к 2013 года так не была создана, открытый геопортал работает с постоянными проблемами и содержит многочисленные ошибки, предлагая к услугам пользователей только два работающих сервиса.
Правительство пытается исправить недочеты и с этого года начала действовать очередная программа, принятая Правительством Российской Федерации 28 июня 2013 года и призванная усовершенствовать работу ГКН. Но судить об ее эффективности и решены ли проблемы кадастра можно будет только в 2019 году.